Педагоги Атырау считают, что разработанный законопроект “О статусе педагога” положительно отразится на престиже профессии

Вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева встретилась с педагогами Атырауской области для обсуждения проекта Закона «О статусе педагога Республики Казахстан». Напомним, что обсуждаемый нормативно-правовой акт состоит из шести глав и 21-й статьи, и по нему уже поступило более сорока тысяч предложений со всех концов страны.

Особый интерес у местных учителей вызвал т.н. пенсионный вопрос. По словам Эльмиры Суханбердиевой, предлагалось несколько вариантов выхода на пенсию: 25, 30 и 35 лет стажа – с учетом периода обучения по специальности. Но камнем преткновения стали пенсионные выплаты, состоящие из накопительной, солидарной и базовой пенсий с учетом отчислений до 1998 года.

– Окончательное решение этого вопроса остается за Министерством труда и социальной защиты РК, – отметила вице-министр.

Проект нового закона предусматривает для всех без исключения работников системы образования 56 дней трудового отпуска. Ранее такую привилегию имела только определенная категория. Один из характерных положений нового нормативно-правового акта – это приравнивание работников всех учреждений, имеющих отношение к образованию – сотрудников колледжей, вузов, музыкальных школ – к статусу педагога. Это касается граждан Казахстана, имеющих техническое, профессиональное, послевузовское, высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям.

Большинство предложений к проекту закона касалось доплат к зарплате учителей. Если сейчас за классное руководство учителям платят около четырех тысяч тенге, то проектом предусмотрено повышение до девяти тысяч тенге. За проверку тетрадей в старших классах – с пяти тысяч до 15 тысяч тенге. Непосредственно сама заработная плата конкретного педагога будет зависеть от количества часов и нагрузки по тарифной сетке. Детям педагогов будут предоставляться места в дошкольных заведениях без очереди. Кроме того, будет учреждена государственная награда «Заслуженный учитель Республики Казахстан».

Многие льготы предусмотрены на уровне местных исполнительных органов. Это – предоставление путевок в санатории, бесплатный проезд в общественном транспорте, выделение жилищной ссуды или сертификатов, льготы на коммунальные услуги и другое. Подавляющее большинство отечественных педагогов просило прописать норму, согласно которой педагоги не будут покупать за свой счет школьное оборудование. Кроме того, учителей перестанут привлекать к работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.

В своем выступлении член рабочей группы, директор гуманитарного колледжа г. Астаны Елдос Нурланов отметил, что разработка подобного законопроекта –историческая возможность повысить статус педагога.

– Много раз предпринимались попытки создания концепций, законопроектов, но так, чтобы озадачиться этим и включить реально необходимые стимулы и льготы для педагогов, происходит впервые, – сказал Елдос Нурланов.

Член рабочей группы, директор гуманитарного колледжа г. Астаны Елдос Нурланов

– Рабочая группа внимательно изучила мировой опыт, аналогичные законы Кыргызстана, Узбекистана, Китая, Финляндии, других стран. На данный момент законопроект прошел обсуждение на межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Разработчики законопроекта, соблюдая все юридические требования, одновременно ставили цель подготовить его на доступном, понятном языке. Как мы все знаем, разработать закон «О статусе педагога» Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил в ходе своего Послания народу Казахстана 5 октября 2018 года. Президент подчеркнул, что закон должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций. К разработке законопроекта рабочая группа подошла комплексно. Предложенные поправки касаются не только действующих, работающих на данный момент педагогов, но и абитуриентов, поступающих на педагогическую специальность. В законопроекте есть норма, согласно которой вузы Казахстана могут принимать талантливую молодежь (обладателей «Алтын белгі» или победителей крупных республиканских и международных конкурсов) на особых иных условиях. Мы знаем, что прием в государственные образовательные учреждения – это есть государственная услуга жестко регламентированная. Если будут подобного послабления – повышенная стипендия или снижение оплаты за обучение, мы считаем, то это станет стимулом для абитуриентов. Одним из предложений является повышенная стипендия студентам педагогических специальностей до размера минимальной заработной платы. Также во избежание значительного оттока молодых специалистов из профессии в первый год работы мы внесли такое предложение как наставничество. Как показывает отечественная практика, наставничество сейчас выполняется лишь формально. Поэтому в законопроекте предусмотрена доплата опытному (со стажем не менее 5 лет) педагогу за наставничество за молодым, впервые поступившим на работу коллегой. Также стоить отметить, что мы внесли поправки с учетом пожеланий почти всех педагогов страны, это касается и большого количества предложений о выслуге лет. Одна из важных и долгожданных норм – это выход на пенсию по достижении установленного пенсионного возраста при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Помимо этого, в законопроекте прописали норму о засчитывании стажа педагогической деятельности, так, у студента, обучающегося в педагогическом вузе, с первого курса засчитывается стаж. Он выходит на работу – у него уже четыре года стажа. Мы считаем, что более ранний выход на пенсию будет гуманным решением, особенно для тех, кто считает невозможным продолжать трудовую деятельность по причине плохого состояния здоровья и психо-эмоционального выгорания. Думаю, на местах люди приятно удивлены тому, что приняты смелые и важные решения. И хочется надеяться, что все это будет реализовано. Вопросы касаются зачастую каких-то рецептурных моментов, которые закон не регулирует в силу своего статуса. Но отсылки и направления в нем имеются, – заключил спикер.

Ознакомив местных педагогов с основными пунктами нового законопроекта, Елдос Нурланов отметил, что все это – пока на уровне обсуждения, и атырауские учителя тоже могут внести свои предложения.

Вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева напомнила присутствующим, что в начале февраля законопроект будет представлен Парламенту, а летом предусмотрено принятие этого документа.

Столичные гости и участники встречи сошлись во мнении, что новый закон положительно повлияет на престиж учительской профессии, а в образовательную сферу придут люди с креативным мышлением, любящие детей и готовые работать на будущее страны.

Адам ГУРЬЕВ (Атырау)
Махаббат СЫЗДЫКОВА (Астана)

Педагоги Атырау считают, что разработанный законопроект “О статусе педагога” положительно отразится на престиже профессии